Василий Печерский, Моисей Угрин, Алимпий Иконописец Сведения об иконописцах - авторах стенописи


Из челобитной гостя Семена Лузина известно, что в работе над стенописью церкви Николы Мокрого принимали участие 11 ярославских иконописцев: Логин Сидоров, Ермола Федоров, Тимофей Федотов, Иван Анофриев, Федор Савин, Андреян Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев, Василий Онаньин.



Сидоров Логин.

В ярославских переписных книгах XVII-XVIII вв. имя художника не зафиксировано. Скорее всего проживал за пределами города. Из документов Оружейной палаты о деятельности Логина Сидорова известно следующее:
В 1670 г.находился "у стенного письма" в ростовском Успенском соборе;
в 1676 г.с земляками писал иконы для московской церкви Нерукотворного Образа Спаса на Сенях "что у государя на верху";
в 1677 г.писал для той же церкви "Распятие, пророков и ангелов к жертвеннику" - в перечне мастеров отнесен к иконописцам 3 статьи.
Летом 1680 г. "был у стенного письма в Московском Успенском соборе", отмечен как местер 2 статьи.

См. А.И. Успенский. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т.2, с.254



Федоров Ермола

Родился в 1646 г. Умер после 1710 г. Проживал в Городовой Сотне. В "Переписной книге" 1678 г. отмечено: "Сотня Городовая. Двор записных иконописцев Ермолки да Алешки Федоровых детей Попова, у них брат Клёмка, Васка 9 лет." Переписная книга Ярославля 1710 г. содержит следующую информацию: "Во дворе посацкий человек Еромолай Федоров сын иконник штидесят четырех лет... у него жена Наталья 64 лет." (См. В.Г. Брюсова Русская живопись XVII века. М. 138. Приложение, с.312, 320.)

Из документов оружейной палаты известно, что 28 мая 1673 г. Ермола Федоров "был у государева дела" в москве, писал с Семеном Ивановым и Федором Савиным "в набережных хоромах Спасовы два образа, да Тихвинской Богородицы один образ, да образ Алексея Митрополита в церкви Похвалы Богородицы, что на дворе боярина Ильи Даниловича Милославского." (См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.2 с.312)

8 июля 1679 г. в перечне ярославских иконописцев, вызванных в Москву для написания икон в церковь Покрова села Измайлова отмечен как мастер 3 статьи.

(См. И.Е. Забелин. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров. //Русский художественный архив, 1894, вып. 3, с. 173)

В 1686 г. Ермолай Федоров участвовал в росписи Софийского собора в Вологде. (Имя и фамилия сохранились в настенной летописи храма - См. А.А. Рыбаков. Фрески Вологодского собора //Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980,. с.379)



Федотов Тимофей

Родился ок. 1650 г. Умер после 1717 г. Первоначально проживал в Духовской сотне, - после 1678 г. числился в сотне Городовой.

В переписной книге 1668 г. (столбец 335) отмечено: "Сотня Духовская. Во дворе Петрушка Федотов. У него два брата Тимошка да Митка по 10 лет - бою копе." (Указанный здесь возраст вызывает сомнение - В.Ш.)

Перепись 1768 г. - Сотня Духовская. "Двор иконописца Тимофея Федотова да брата его Никитки".

Перепись 1717 г. Духовская сотня. "В переписных книгах 186 г. написан двор иконописца Тимофея Федотова да брата его Никиты, и оные живут - Тимофей в Городовой сотне, а Никита в сей же сотне в особом своем дворе." (См. В.Г. Брюсова. Русская живопись XVII века. Приложение, с.319, 323)

Из документов Оружейной палаты известно, что в 1670 г. иконописец принимал участие в росписи Успенского собора в Ростове; весной 1673 г. - находился в москве в Страстном монастыре "у починки икон", вместе с Семеном Ивановым писал "кружальную икону"; в 1676 г. вызывался в Москву для работы в церкви Спаса Нерукотворного в Кремле.

В 1679 г. вместе с другими ярославскими иконописцами вызывался в Москву для письма икон в церковь Покрова села Измайлова. Однако в августе 1679 г. уехал в Ярославль. Отнесен к 3 статье.

(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.2 с.313)

Кроме того, из текстов настенных летописей известно, что в 1684 г. художник участвовал в росписи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, в 1686 г. писал фрески в Софийском соборе Вологды, в 1680 г. вместе с костромичами расписывал церковь Ильи Пророка в Ярославле.



Анофриев (Онофреев) Иван

Родился ок. 1655 г. Первое упоминание о нем относится к 1675 г. Из документов Оружейной патлаты следует, что в указанном году, когда все ярославские иконописцы работали у Митрополита Ионы в Ростове, Иван Анофриев находился в Ярославле. В связи со срочным вызовом из Ярославля в Москву 15 июля были отправлены Федор Карпов "да молодые" Ивашко Анофриев, Якушко Иванов да еще двое." В дороге художник "занемог".

В сентябре 1676 г. вместе с другими ярославскими иконописцами Иван Анофриев писал фрески в церкви Спаса Нерукотворного в московском Кремле.

В перечне иконописцев 1679 г. отмечен, как мастер 3 статьи.

(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.1 с.202, 203)

В 1684 г. Иван Анофриев участвовал в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

В 1694-95 гг. расписывал церковь Иоанна Предтечи в Ярославле.



Савин Федор

Родился около 1640 г. Умер после 1684 г. В Переписной книге 1717 г. "посаду Сретенской сотни" отмечен, как умерший после переписи 1678 г. С 1666 г. иконописец 2 статьи.

(См. В.Г. Брюсова Русская живопись XVII века. М. 138. Приложение, с.321.)

Из документов Оружейной палаты о Федоре Савине известно следующее:

В 1660 г. находился "у стенного письма" в московском Архангельском соборе;
в 1661 г. "был у государева дела" в Набережном терему, у государева знамени и в Золотой палате;
в 1665 г. вновь вызывался в Москву - "был в Золотой палате у письма стола и государева знамени";
в 1666 г. был у стенного письма в Архангельском соборе, в церкви Неруктворного Спасова образа во дворце, у починки западных дверей Успенского собора;
(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. (т.4., с.232-233)
в 1670 г. работал в ростовском Успенском соборе; был "у дел" в Коломенском;
в 1671 г. писал иконы для царя;
в 1672 г. был в Коломенском - бежал;
28 мая 1673 г. "был у государева дела", писал с Семеном Ивановым и Ермолаем Федоровым "в набережных хоромах Спасовы два образа, да Тихвинской Богородицы один образ, да образ Алексея Митрополита, в придел Алексея Человека Божьего и Марии Египетской в церковь Похвалы Богородицы, что во дворе боярина Ильи Даниловича Милославского."
(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.4., с.487)
в 1676 г. вызывался в Москву;
в 1680 г. был у стенного письма в Московском Успенском соборе.
в 1684 г. принимал участие в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.



Иванов (Козлов) Андреян

Проживал в Дмитриевской сотне.

В 1660 г. - в "росписи" иконописцев вызванных в Москву отмечен как "Андрей Иванов сын Козлов - ямской бобыль.

Из деловых бумаг Оружейной палаты об андреяне Иваное известно следующее:
в 1670 г. он писал фрески в ростовском Успенском соборе;
в 1671 г. писал в Ростове иконы для Митрополита Ионы;
в 1667 г. был у стенного письма церкви Спаса Нерукотворного в Кремле;
в 1679 г. писал икону для церкви в селе Измайлове - в августе уехал в Ярославль. Отмечен, как мастер 2 статьи.
Летом 1680 г. был у стенного письма в московском Успенском соборе
(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. (т.2.)

В Переписной книге 1678 г. отмечено: "Сотня Дмитриевская. Двор записного иконописца Андреяшки Иванова Козлова, а него детей Ивашко 10 лет, Ивашко меньшой 8 лет, Степанко 6 лет, Сёмка - 4 лет, Мишка году. (См. В.Г. Брюсова Русская живопись XVII века. М. 138. Приложение, с.319)



Козлов Семен



Михайлов Карп

В 1666 г. был у стенного письма в московском Архангельском соборе;
в 1670 - писал фрески в ростовском Успенском соборе;
в 1676 г. вызывался в Москву для работ в церкви Спаса на Сенях.

В документах Оружейной Палаты числится как иконописец 3 статьи.

(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.2., с.180)



Карпов Федор

Родился в 1639 г.

Имя впервые упоминается в переписной книге Ярославля 1646 г. "Церковь чудотворцев Козьмы и Дамиана, поп Карп, а у него дети 11-го году, другой 7 лет, третий шти лет, имена Семка, Фетка, Гришка".

В писцовой книге 1669 г. отмечено "Сотня Никольская, во дворе Федор Карпов с братом иконописцы, у Федора детей сын Федор пяти лет, Леонтий 4-х лет - бою бердыш." (л.303)

Переписная книга 1671 г. Никольская сотня. "На Кузьмодемьянском монастыре. Во дворе Федка Карпов с братом Ивашкой, у Федки два сына - Федка - 9 лет, Левка - 6 лет, бою пищаль."
(См. В.Г. Брюсова Русская живопись XVII века. М. 138. Приложение, с.312, 319)

Из документов Оружейной палаты о Федоре Карпове известно следующее:
в 1660 г. работал в Архангельском соборе, отмечен по 3-ей статье;
в 1661 г. - работал в Набережном терему;
в 1665 г. - работал в Золотой палате у государева знамени и стола;
в 1666 г. - писал фрески в Архангельском соборе и в соборе Новодевичьего монастыря в Москве, привлекался к починке западных дверей Кремлевского Успенского собора;
в 1668 г. писал местные иконы в московскую церковь Григория Неокесарийского;
в 1670 г. был болен, затем высылался из Ярославля в Москву;
в 1671 г. писал иконы для царя;
в 1675 г. прислан в Москву "для скорых верховых дел";
в 1676 г. в очередной раз вызывался в Москву.

(См. А.И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.2.)



Григорьев Дмитрий

Имя Дмитрия Григорьева зафиксировано в настенных летописях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (роспись 1684 года) и церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (расписана в 1694 - 1695 годах). В обоих случаях оно значится среди иконописцев города Ярославля и стоит в списках первым. Кроме того в деловых бумагах 1686 года вологодского Архиерейского дома имеется запись о подряде ярославской артели художников во главе с Дмитрием Плехановым на оформление Софийского собора в Вологде. Как убедительно доказала в своем исследовании В.Г.Брюсова, Дмитрий Плеханов и Дмитрий Григорьев - одно лицо. Фамилию Плеханов, также как и Григорьев, Дмитрий получил от отца - Григория Степанова, который в синодике Антониево-Сийского монастыря записан, как " ярославский иконописец, сын Плехана".

О занятиях Григория Степанова, его материальном положении, возрасте детей дают представление переписные и писцовые книги Ярославля. В переписной книге 1646 года отмечено: "У Дмитрия святого на монастыре кельи: келья посадского человека Гришки Степанова сына Куретникова у нево детей сын Дмитрейко 4 лет - нищий человек". В переписной книге 1671 года следующая информация: "В Дмитриевской сотне во дворе Григорий Степанов иконник у него детей Дмитрей да Василей, бою пищаль". Опираясь на эти сведения можно заключить, что Дмитрий Григорьев родился в 1642 году в Ярославле и являлся потомственным иконописцем.

Дата смерти художника устанавливается по данным переписной книги 1710 года, где говорится, что во дворе иконописца Дмитрия проживает его жена Пелагея - вдова семидесяти лет. Поскольку последнее письменное упоминание о художнике относится к 1698 году, когда "Дмитрий Плеханов с товарищи у ростовской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы иконное стенное письмо переправливали", можно считать, что умер он в самом начале XVIII века.

С начала 1670-х годов Дмитрий Григорьев работает в основном в Ростове у митрополита Ионы, откуда неоднократно вызывается в Москву. В Ростове художником были расписаны: Успенский собор (1670 - 1671 гг.; работа велась совместно с костромскими иконописцами), церкви Воскресения (1670), Спаса на Сенях (1675), Иоанна Богослова (1683), Троицы (1689 , перименована позднее в церковь Зачатия Анны), Красная и Белая столовые палаты (1670-е годы). Помимо этого, в 1673 году совместно с земляками он исполняет стенопись в большом посадском храме Ярославля - церкви Николы Мокрого.

В 1674 году Дмитрий Григорьев расписывает ярославский Успенский Собор. В 1677 - 1678 годах пишет фрески в Воскресенском соборе Борисоглебска (г. Тутаев). В 1680 году украшает живописью церковь входа в Иерусалим ярославского Спасо-Преображенского монастыря. С 80-х годов имя Дмитрия Григорьева получает широкую известность - он становится признанным лидером ярославской художественной школы. Дар монументалиста, высокий профессионализм, тонкий вкус, любовь к традициям древнерусской живописи открыли ему путь к большим официальным заказам. Не случайно в числе его работ главное место занимают стенописи храмов соборного типа. Характерной особенностью произведений, созданных мастером в 80-е годы может считаться стремление к масштабности общего замысла, к четким, рациональным построениям.

В этот период под руководством Григорьева были расписаны два посадские храма Ярославля: Богоявления (1692) и церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе (1694 - 1695).

Кроме перечисленных произведений, к числу работ исполненных Дмитрием Григорьевым и мастерами его круга В.Г.Брюсова, также, относит живопись на алтарной преграде ростовской церкви Спаса на Песках и фрагменты фресок на стенах церквей Борисоглебского монастыря под Ростовом. Несмотря на то, что почти всякий раз в составе ярославской артели происходили изменения, живописным ансамблям созданным под руководством Дмитрия Григорьева (особенно в 80-е годы) присуща стилистическая чистота и цельность. Данное обстоятельство не только позволяет отличать почерк мастера от почерков других иконописцев, но и является свидетельством того, что роль главного знаменщика в процессе исполнения фресковых изображений была весьма значительной.

После смерти Дмитрия Григорьева место главного знаменщика в ярославской артели перешло к Федору Игнатьеву. Похоронен был Дмитрий Григорьев на Дмитриевском кладбище, неподалеку от храма, расписанного им в пору наивысшего творческого подьема.



Онаньин (Ананьин) Василий

В Переписной книге 1646 г. отмечено: "Сотня Духовская. Двор посадского человека Онашки иконника, у него 3 сына - Костька да Сенка да Васка"

Перепись 1668 г. "Во дворе Васька Ананьин иконописец... во дворе Коська Ананьин иконник - бою копе."