Спасо-Преображенский Собор

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря Ярославля (1506-1516 гг.) - ныне самое древнее из всех существующих зданий города - в свое время был одним из самых значимых сооружений - и по политическим, и по идеологическим, и по эстетическим соображениям. Главный собор древнейшего ярославского монастыря, часто посещаемый сильными мира сего, нуждался в соответствующем оформлении. Поэтому вполне вероятно, что, кроме монастырских властей, заказчиками росписей выступали митрополит Макарий и царь Иван Грозный. Интерьер центрального храма Спасо-Преображенского собора расписан в 1563-1564 гг., о чем свидетельствует настенная летопись,
расположенная в нижних частях (в поясе орнаментальных полотенец) на южной грани северо-западного столпа и на северной грани юго-западного столпа. Летопись: "Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого Духа обновлена бысть подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563) при благоверном царе государе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и митрополите Макарии всея Русии" "и свершена бысть в лето 7072 (1564) при митрополите Афанасии в первое лето святительства его и подписана бысть при архимандрите Ефреме, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афонасей да Дементей Сидоровы дети". Из текста летописи видно, что артель живописцев Спасского собора состояла из пяти человек: трех москвичей - Лариона Леонтьева, Третьяка и Федора Никитиных и двух ярославцев - Афанасия и Дементия Сидоровых. Можно предположить, что москвичами были расписаны алтарь и своды храма, а ярославцы продолжили работу на стенах и столпах.

Содержание программы росписей собора полностью соответствует времени своего создания. Основными темами программы стали тема укрепления самодержавия русского царя и воспитания верноподданных государства Российского, тема идеологической борьбы с еретиками, прославления деяний знаменитых соборов митрополита Макария, на которых закреплялись основы централизованной российской Церкви. В общую программу органично вплетается местная тема ярославской святости. Авторство программы можно с полным правом отнести к кругу митрополита Макария, в который входил и священник Благовещенского собора Московского Кремля отец Андрей, будущий митрополит Афанасий.

Система росписи собора традиционна и восходит еще к византийским канонам.
В куполе центральной главы изображен Вседержитель, между окнами барабана в простенках в два ряда в рост и погрудно в многоцветных медальонах помещены праотцы. В парусах - евангелисты. В связи с тем, что в конце XVII века боковые главы были снесены, а восстановили их лишь в 1960 году, то, естественно, изображения в них отсутствуют. На подпружных арках апостолы из числа 70-ти. На сводах композиции праздников Постной Триоди (Сретение, Исцеление расслабленного, Мытарь и фарисей, Исцеление слепого, Христос и самаритянка).

На восточной части свода храмовая композиция Преображение, часть которой расположена так же на тимпане центрального люнета.

На южном люнете Успение Богородицы, на северном (прямо над Покровским приделом) - композиция Покров Богоматери. В центральной алтарной апсиде в конхе изображена Похвала Богоматери,
под ней в рост фигуры святителей, авторов Божественной Литургии. На подпружной арке пророки со свитками, в которых поется хвала Богоматери. В жертвеннике - в конхе расположено огромное поясное изображение Иоанна Предтечи крылатого.

В нижнем ярусе - архидьяконы в белых одеждах.
В конхе дьяконника - огромная поясная фигура Саваофа с тварным жестом рук. Под ним фигуры святителей. Одной из особенностей живописи собора является очень значительная и заметная разница в масштабе композиций между росписями центральной главы, сводов и всей алтарной части и стенами и столпами центрального храма. В алтарной части на северной стене расположены одна под другой композиции Рождество Богородицы, Введение Богородицы во Храм и Положение ризы Богородицы.

На южной стене алтаря соответственно Вознесение Христово, Сорок мучеников Севастийских.
Южная и северная стены центрального храма разбиты на четыре яруса. Западная стена полностью занята композицией Страшного суда.

На столпах по три яруса с изображениями мучеников - на западных - русские князья и византийские воины, на восточных- фигуры преподобных.

Самый нижний ярус - орнаментальная подвесная пелена.

В качестве литературных источников в основном используются Постная Триодь, Евангелия, Деяния Вселенских соборов апокрифическая и житийная литература.

Из изобразительных источников, кроме использования традиционных прорисей образцов творчества знаменитых русских иконописцев, необходимо отметить наличие в руках художников собора каких-то гравированных листов, явно западноевропейского происхождения с обильным архитектурным стаффажем. Огромное количество композиций написано на архитектурных кулисах типа средневековых итальянских городов и палаццо.

Иконографический ряд соборных росписей имеет в основном традиционный характер, поэтому отклонение от привычных иконографических схем особенно заметно. Более того, в стенописях собора есть и совершенно новые иконографии, и ранее практически неизвестные изображения.

В первую очередь обращает на себя внимание храмовая композиция "Преображение", которая располагается в двух плоскостях на центральном восточном склоне и на тимпане центрального люнета. Это тип композиции с восходящими на гору Фавор и нисходящими с нее апостолами. Она хорошо известна по иконе начала XV века из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского, которая приписывается кисти знаменитого греческого художника Феофана Грека. Этот извод хорошо известен в византийском искусстве. В такой же иконографии написана и храмовая икона ярославского собора.

Уникальной является композиция "Саваоф", расположенная в конхе дьяконика. Вероятно, это одно из первых в русской монументальной живописи самостоятельное изображение Бога-Отца вне композиции "Троица Новозаветная".

Особняком стоит иконография изображений святых на восточных столпах собора и на алтарных пилонах, где помещено в общей сложности 16 новоканонизированных русских святых, канонизация которых произошла на знаменитых макарьевских соборах 1547 и 1549 гг. Среди них Александр Свирский, Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, Никита Новгородский и др. Иконографические образцы этих композиций мастера, видимо, получили в Москве, в митрополичьих или царских мастерских.

Во время реставрационных работ было обнаружено, что в XVIII веке на северо-западном столпе был переписан лик мученика Христофора. После расчистки стало четко видно, что голова Христофора, как и полагается по древней иконографии была песьей, так как именно собачью голову выпросил себе у Господа святой, обладавший удивительной красотой. В XVIII веке по решению Священного Синода такая иконография была запрещена, что и послужило поводом для записи.

Довольно редкая иконография использовалась художниками в композиции Рождество Богородицы. Особенностью иконографии является значительно расширенная часть композиции, которая называется "Ласкание Марии" и редкое расположение служанок, купающих младенца Марию.

Ряд иконографических особенностей живописи собора связан с некоторыми положениями ее программы, в том числе изображение и использование архитектурного стаффажа. Все евангельские сюжеты на северной и южной стенах собора происходят на фоне архитектурных кулис западноевропейского характера, в то время как композиции нижнего регистра этих стен, повествующий о деяниях семи вселенских соборов изобилуют архитектурным стаффажем подчеркнуто русским по характеру.

Монументальная живопись Спасского собора неоднородна по своим стилистическим характеристикам. Она зрительно разделяется на две ярко выраженные группы. Живопись центральной главы, сводов, алтарной части можно отнести к школе царских мастерских. Эти композиции отличаются повышенной репрезентативностью, высоким мастерством исполнения, для них характерно высокое чувство архитектоники сооружения, точный смелый рисунок. Обращает на себя внимание моделировка личного, когда в качестве подкладки используется темно-коричневый санкирь, плотное охрение и плотные белильные света. Лепка ликов почти рельефна за счет активного использования черных описей. Здесь мы встречаем большое количество профильный изображений с крупными, почти круглыми, глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками.

Колорит довольно сдержан. Все композиции выполнены на темно-синем смальтовом фоне, основные цвета коричневый, желтый, зеленый, синий, белый (как правило, используется незаписанный цвет левкаса).

Композиции центрального храма и столпов решены в несколько более мелком масштабе. По манере исполнения они тяготеют к другому художественному направлению этого времени, к традициям мастеров постдионисиевского искусства. Многолюдные композиции наполнены персонажами в изящных ракурсах, с удлиненными пропорциями, с небольшими руками и ногами, лики их исполнены по всем правилам иконописного искусства. Для этих композиций присущ более светлый колорит, мягкий пластичный рисунок.

Обе эти группы композиций при всей своей непохожести имеют очень много общего, их объединяет одинаковый "почерк" левкаса, одинаковые фоны, архитектурный стаффаж, характер и цвет разгранок, надписи. И в первой и во второй группе явно прослеживается несколько индивидуальных художественных почерков.

По всем свои характеристикам Спасский собор стоит в ряду столичных памятников, таких как Благовещенский собор Московского Кремля.

Монументальная живопись Спасо-Преображенского собора - уникальный памятник древнерусской живописи XVI века. Это единственный памятник времен Ивана Грозного имеющий точную дату росписи и имена мастеров, известных из настенной летописи. Для ярославского искусства значение росписей Спасского собора огромно и связано с тем, что на протяжение первого периода развития ярославской художественной традиции XVII века система росписи собора и ее иконография оказывали решающее влияние на такие памятники, как росписи церкви Николы Надеина, Дмитрия Солунского, Николы Мокрого и др.

Одновременно с собором в ярославском Спасском монастыре расписаны и Святые ворота. Работали там те же мастера, что и в соборе. Художники расписали стены и своды Святых ворот на тему Видения апостола Иоанна Богослова, "Апокалипсиса". Это одна из самых полных ранних настенных росписей на эсхатологическую тему, крайне актуальную и популярную во время правления Ивана Грозного. Более 40 композиций. К сожаленгию стенописи в очень плохой сохранности и стилистический анализ их затруднен. В качестве иконографических образцов были использованы лицевые Апокалипсисы, известные с XIV века. Одной из особенностей росписи Святых ворот было активное использование композиции "Новозаветная Троица" в десяти различных иконографических вариантах, по сути дела, целая энциклопедия сложнейшей догматической композиции, о которой шел спор на знаменитых макарьевских соборах.