Церковь Ильи Пророка в Ярославле
English
Created in the framework of George Soros's ISF & OSI telecommunications programs
Иконопись
Иконостасы
Иконописцы
Каталог
 
Историческая справка
Архитектура
Фрески
Иконопись
Декоративное убранство
Приложение
Каталог икон

1. Икона "Благовещение"

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

179 Х 121

ЯМЗ-41305/ик-214

На иконе на фоне пышной затейливо орнаментированной архитектуры представлены Богоматерь и Архангел Гавриил. Богоматерь, согласно древнерусской традиции, изображена с пряжей в руках, а не с книгой, как в западно-европейской иконографии. Вверху иконы в облаках, среди небесного воинства, находится изображение Бога Отца, от которых исходят лучи по направлению к Богоматери, заканчивающиеся небольшим кругом с голубем в центре. По мастерству письма и гармонии красок это одно из лучших произведений Федора Зубова для Ильинского иконостаса (Т.Е.Казакевич).

В основе иконографии Благовещения (Евангелие от Луки;1, 26-28) изображение архангела Гавриила, сообщающего деве Марии о том, что она станет матерью Бога.

Сцена Благовещения, получила большое распространение, уже в древнейшее время разрабатывается множество вариантов. С XVI века в усложнившуюся композицию вводятся бытовые детали, умножающиеся в XVII веке.

Икона состоит из четырех досок, скрепленных двумя врезными встречными шпонками и четырнадцатью «ласточками». Изображение в ковчеге.

Аналогии: по образцу иконы была написана икона “Благовещение” для церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (В.Г.Брюсова). Полог и подушка на троне Богоматери украшены “усольским “ орнаментом, встречающемся на других иконах Ф.Зубова. Изображения палат навеяны гравюрами Библии Борхта, узоры на них созвучны орнаментам фронтисписа Евангелия 1677г., гравированного по рисунку Ф.Зубова.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 51-53; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.55, 56; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г, с. 37, 38; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44, 50-56.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.56; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.44; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.27; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., илл.30.


2. Икона "Покров".

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

185Х 135

ЯМЗ-41306/ик-215

Композиция иконы многофигурна, в ее нижней части слева стоят царь Лев, царица Феофания и патриарх Тарасий, одетые в русские придворные одежды времен Алексея Михайловича. В центре - Роман Сладкопевец со свитком в руках, справа - Андрей Юродивый показывает рукой юноше Епифанию на Богоматерь, стоящую с омофором в руках на облаке на фоне пятиглавого храма. Богоматерь протягивает свиток Христу, за ней на облаках стоят Иоанн Предтеча, апостолы, святители, пророки и цари. Композиция усложнена введением сцен “Явление Богоматери Кириллу Белозерскому” и “ Явление Богоматери Роману Сладкопевцу”.

Иконография “ Покрова” - русская по происхождению. Празднование Покрова было установлено в XIIв. Андреем Боголюбским как признание Богоматери покровительницей Владимиро-Суздальской земли. Сюжет иллюстрирует византийское предание X в. о видении Андрея Юродивого: Богоматерь явилась во Влахернском храме во время нашествия сарацын на Константинополь и простерла над молящимися мафорий, даря свою благодать, прося о мире. Иконография Покрова известна в памятниках древнерусского искусства с XIII века и развивалась в двух иконографических вариантах: новгородском (Богоматерь внутри храма) и владимиро-суздальском (Богоматерь на фоне храма в молении к Спасу), как на данной иконе.

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя шпонками, несквозными, широкими, встречными и двадцатью «ласточками». Изображение в ковчеге.

Аналогии: композиция иконы тождественна иконе Ф.Зубова «Покров» из церкви Иоасафа царевича в селе Измайлово (Т.Е.Казакевич).

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 51; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с. 56-57: Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44, 56-62.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.54; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.45; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.27; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., илл.28,29.


3. Северная дверь в алтарь

«Лоно Авраамово и сказание Григория Двоеслова о просфоре».

Стефан и Иван Ефимиевы Дьяконовы. 1650 г.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

190 Х 101

ЯМЗ-41308/ик-217

Иконная плоскость двери композиционно делится на две части. Вверху в круге изображен рай в виде «Лона Авраамова» с тремя сидящими на золотой скамье праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, на коленях у них души праведников. Над «Лоном» в пяти кругах изображены «Новозаветная Троица» и «чины» небесной иерархии. Внизу в шести сценах иллюстрировано «Сказание Григория Двоеслова о просфоре заупокойной». В главной сцене изображена служба в храме Иоанна Предтечи в персидском граде Кентуле, в остальных - встречи пресвитера в бане с таинственным незнакомцем, явившемся с того света с просьбой о причастии. В центре, по золотому фону, - крупная киноварная надпись: «Сказание Григория Двоеслова о просфоре ею же за усопших души в сорокоустии служат, много может давать пресвятая жертва помощи …како сказал Филис епископ, слышав от некоего честного пресвитера».

Греческое «Сказание о просфоре» (из печатного «Пролога» за 17 августа) было популярной темой в миниатюрах рукописных «Синодиков» второй половины XVII века. Данная икона создана почти сразу после выхода первых печатных изданий русского «Пролога» и является одной из наиболее ранних и оригинальных интерпретаций «Сказания» в русском искусстве XVII столетия.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных тремя простыми сквозными шпонками.

Аналогии: композиция «Лона Авраамова» в виде разновеликих кругов разработана автором в подражание иконы «Что тя наречем обрадованная» (Т.Е.Казакевич).

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с.25, с.35; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.,1984г., с.112.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.30; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., илл.144.


4. Икона "Эммануил с ангелами".

Иван Дьяконов (?). 1650 г.

Иконостас центрального храма. Местный ряд. Расположена над северной дверью в алтарь.

Дерево, левкас, яичная темпера.

44,5 Х 81,7

ЯМЗ-41307/ик-216

В центре иконы - Христос в образе Эммануила (отрока), по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Композиция представляет собой редакцию оплечного Деисуса (в переводе с греческого - моление, прошение). Деисусные иконы из трех фигур располагались над царскими вратами в XII - XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверьми и воротами церковных и гражданских зданий, на верхних полях икон и т.д.

Икона состоит из двух поперечных досок, скрепленных двумя врезными вертикальными шпонками и тремя дубовыми “ласточками”. Изображение в ковчеге.

Аналогии: почерк этого же мастера прслеживается в некоторых иконах праздничного ряда и в четырехчастной иконе из Покровского придела.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 25, с.31, с.37; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.26;

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.27; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.13.


5. Икона "Вознесение".

Федор Зубов (?). 1660 - 1662 гг.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

185 Х 134

ЯМЗ-41309/ик-218

В верхней части иконы изображен возносящийся Христос на фоне клубящегося облака, его правая рука поднята в благословляющем жесте, левая поддерживает свиток. Вокруг него написаны в свободных позах семнадцать летящих ангелов с трубами. Выше - Христос восседает на троне с Саваофом, в углах иконы символы солнца и луны. На вершине холма застыли, показывая на камень со следами ног Христа, два ангела в белых ризах. В нижней части иконы, у подножия холма, стоит Богоматерь с сестрами Лазаря - Марфой и Марией, по сторонам от них - двенадцать апостолов, застывших в позах благоговейного поклонения и -----изумления, и простолюдины.

Композиция иконы разработана по нескольким источникам: двум гравюрам из Библии Борхта (“Вознесение” и “Сташный суд”) и изображениям трубящих ангелов из “Апокалипсиса “ Библии Пискатора (Т.Е.Казакевич).

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя простыми встречными несквозными шпонками. Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с.15; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.25; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.52; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.12; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.38-42.


6. Икона "Иоанн Предтеча Ангел пустыни".

Федор Зубов (?). 1660 -1662 гг.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

181 Х 155

ЯМЗ-41310/ик-219

Фигура Иоанна Предтечи в образе крылатого ангела с большим мастерством вписана в иконную плоскость. Левой рукой он поддерживает свиток и потир с лежащим в нем младенцем Христом, правая приподнята в благословляющем жесте. В верхней части иконы слева Саваоф в окружении небесного воинства, по сторонам - солнце и луна с человеческими ликами. Позади Предтечи - горы, поросшие лесом. В лесах и палатах на переднем крае представлены миниатюрные сцены из жития Иоанна, выполненные с большим мастерством и артистизмом: “Явление ангела Захарии”, “Рождество Иоанна Предтечи”, “Иоанн с ангелом в пустыне”, “Истечение сладкой воды”, “Собор Иоанна Предтечи”, “Обличение Ирода”, “Пир Ирода”, “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. Действие сцен происходят в палатах с причудливыми ротондами и шатрами на колонках.

Иконография сцен жития Иоанна Предтечи заимствована из Библии Пискатора за исключением “Вечери Иродовой” и “Усекновения главы Иоанна Предтечи” (Библия Борхта).

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя простыми встречными шпонками и двадцатью «карасиками» (поздними). Изображение в ковчеге. Аналогии: лик Предтечи очень близок по рисунку к прориси в Сийском иконописном подлиннике, выполненной Ф.Зубовым; в элементах палатного письма много общего с миниатюрами лицевого Евангелия 1677г., в иллюстрировании которого активное участие принимал Ф.Зубов (Т.Е.Казакевич).

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 49-50, с.57; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.24-25; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.55; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44, 68-73.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.48, с.50; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.11; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.56; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.35-37.


7. Икона "Богоматерь Тихвинская". XVI в.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

130 Х 98

ЯМЗ-41311/ик-220

Богоматерь в темно-красном гиматии с золотым ассистом и зеленой подкладкой, украшенной тонким геометрическим орнаментом, на левой руке держит младенца, одна рука которого приподнята в благословляющем жесте, в другой - свиток. По иконографии Тихвинская икона Богоматери является вариантом «Одигидрии». Ее отличает более свободный поворот фигуры Христа. Младенец Иисус изображен вполоборота влево, в обращении к Богоматери. Икона, как особо чтимая, вошла в состав центрального иконостаса из «старого мирского строения» - деревянной церкви, на месте которой был воздвигнут каменный Ильинский храм.

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя простыми врезными встречными сквозными шпонками. На торцах - металлические скобы. Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, 19, 25; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.23, 24; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.55; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.56.

Воспроизведения: Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.10.


8. Четыре клейма акафиста к иконе "Богоматерь Тихвинская".1650 г.

Иконостас центрального храма. Местный ярус.

Дерево, левкас, яичная темпера.

31 Х 103

ЯМЗ-41311/ик-220

В клеймах даны четыре икоса акафиста Богоматери. В первом иллюстрируются слова: «Вития многовещанные яко рыбы безгласные видим о тебе, Богородица…», во втором: «Стена еси девам, Богородице Дево…», в третьем: «Светоприемшую свещу сущим во тме явившуюся зрим святую Деву…», в четвертом: «О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово».

Икона состоит из одной поперечной доски, скреплена тремя вертикальными встречными шпонками.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 25; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.23,25; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44,46-48.

Воспроизведения: Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.10; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.23-26.


9. Фрагмент царских врат. "Архангел Михаил". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

53 Х 40

ЯМЗ-41314/ик-222

Изображение на царских вратах, расположенных в центре иконостаса, отражает их символику. В навершии помещается “Благовещение”, связываемое с толкованием таинства “воплощения” и библейским пророчеством Иезекиля (Ветхий Завет, кн.пророка Иезекиля, 44, 1-2) “о двери затворенной”, относисимым к Богоматери. Ниже на створках врат - пишущие евангелисты.

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной шпонкой у нижнего левого угла. Изображение в ковчеге. Тыльная строна иконы покрыта сорочкой из синего атласа с красным и серо-лиловым рисунком.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.


10. Фрагмент царских врат "Богоматерь". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

53 Х 40

ЯМЗ-41315/ик-223

Особенностью иконографии образа Богоматери в композиции “Благовещение” навершия царских врат является ее изображение по западно-европейской традиции с книгой, а не с пряжей в руках (древнерусская традиция).

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной шпонкой. Изображение в ковчеге. Тыльная строна иконы покрыта сорочкой из синего шелкового атласа с красным и серо-лиловым рисунком.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.


11. Фрагмент царских врат. "Евангелист Лука". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

53 Х 40

ЯМЗ-41318/ик-226

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.

Воспроизведения: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., табл. 55.


12. Фрагмент царских врат. "Евангелист Иоанн с Прохором". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

53 Х 40

ЯМЗ-41316/ик-224

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной шпонкой. Изображение в ковчеге. Тыльная строна иконы покрыта сорочкой из синего шелкового атласа с красным и серо-лиловым рисунком.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.


13. Фрагмент царских врат. "Евангелист Матфей". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

52 Х 40

ЯМЗ-41317/ик-225

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной шпонкой. Изображение в ковчеге. Тыльная строна иконы покрыта сорочкой из синего шелкового атласа с красным и серо-лиловым рисунком.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.32.


14. Фрагмент царских врат. "Евангелист Марк". 1650 г.

Иконостас центрального храма.

Дерево, левкас, яичная темпера.

52 Х 40

ЯМЗ-41319/ик-227

Икона состоит из одной липовой доски с одной врезной шпонкой. Изображение в ковчеге. Тыльная строна иконы покрыта сорочкой из синего шелкового атласа с красным и серо-лиловым рисунком.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с.112.


15. Икона "Спас Смоленский с деянием".

Стефан Дьяконов (?).1650 г.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

165 Х 130

ЯМЗ-41320/ик-228

Центр иконы занят фигурой Спаса в полный рост, на нем малиновый хитон с золотым ассистом и зеленый гиматий, правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой - Евангелие, раскрытое на словах: «Придите ко мне все труждащиеся». Над головой Спаса - парящие ангелы, к ногам и одеждам припадают две женщины (по предположению Т.Е.Казакевич, святые мученицы Улита и Неонила, соименные женам заказчиков храма). Средник окружают двадцать клейм с праздниками: «Троица Новозаветная», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Уверение Фомы», «Жены мироносицы», «Преполовение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Троица Ветхозаветная», «Успение», «Воздвижение Креста». Клейма с композициями праздников выполнены под влиянием переводов с гравированных киевских изданий времен Петра Могилы, в том числе, с иллюстраций «Цветной триоди» (1631г.) и «Учительского Евангелия» (1637г.) (Т.Е.Казакевич).

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя простыми встречными шпонками. Изображение в ковчеге.

Аналогии: «Спас Смоленский» близок по характеру письма двум иконам Ильинского иконостаса - «Богоматерь Печерская» (центральная икона пророческого ряда) и «Лоно Авраамово и сказание Григория Двоеслова о просфоре» (северная дверь в алтарь).

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,15,25,26,35; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.19,20; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.54; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г., с. 37,42; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., с.112;

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.20,22,24; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.6; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.55,56; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., илл.59,148.; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г., илл.62.


16. Икона "Илья Пророк в пустыне".

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

165 Х 145

ЯМЗ-41321/ик-229

Икона "Илья Пророк в пустыне" - местный храмовый образ Ильинской церкви. По типу относится к житийным иконам, но решена нетрадиционно. Тяжеловатая фигура Ильи Пророка помещена на фоне гористого пейзажа с извивающейся рекой Иордан. В центральной сцене иллюстрируется текст 3-ей книги Царств (17, 1-8) - Илья сидит перед пещерой, опираясь на посох и протягивает руку к хлебу, который подносит ему ворон. Светло-оливковый цвет хитона Ильи находит поддержку в цветовой гамме окружающего пейзажа. Миниатюрные сцены из жития пророка располагаются вокруг центральной фигуры Ильи против часовой стрелки, начинаясь от верхнего левого угла иконы. На фоне ландшафта изображены сцены: «Рождество Ильи», «Илья перед царем Ахавом», «Илья у сарептской вдовицы», «Спор о вере», «Моление о дожде», «Ангел приносит пищу Илье», «Огненное восхождение Ильи». Ветхозаветный пророк Илья занимает в русской иконографии особое место. Он почитался как страстный защитник истиной веры, с XV века он считался покровителем купеческого сословия и его культ был популярен в торговых центрах Руси - Новгороде, Ярославле.

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя шпонками, несквозными, широкими, встречными и двадцатью «ласточками». Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13,42,45-49; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.20,21; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.55; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г, с. 37,38,42; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44,63-68.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.44,46; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.7; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.4; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., илл.30-34; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., илл.23.


17. Икона "Богоматерь Федоровская с акафистом". XVII в.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

Рама 170Х118, средник 105Х75

ЯМЗ-41322/ик-230

Богоматерь в темно-красном гиматии с золотым ассистом, двойной каймой вокруг головы и на правом плече, разделка складок выполнена темно-зелеными крупными линиями. Фон и поля средника золотые с киноварной опушью. Младенец сидит на правой руке Богоматери, изображенной по пояс, и обнимает мать левой рукой, его правая рука находится у шеи Девы Марии. По иконографии Федоровская икона Богоматери является вариантом «Умиления». Ее отличительной особенностью является то, что левая ножка младенца обнажена, а на правой руке Богоматери, придерживающей сына, не видно пальцев. На раме в 24 клеймах иллюстрируется Акафист Пресвятой Богородицы. Размер клейм 21Х15 см. Цветовая гамма построена на противопоставлении теплых и холодных тонов киновари, розового бакана, разбеленной празелени и различных оттенков охр. В одеждах обильно использован золотой ассист.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя простыми врезными встречными шпонками. Торцы с боков покрыты оранжевым сухим пигментом. Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.21-23.

Воспроизведения: Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.8.


18. Южная дверь "Митрополит Иона". XVII в.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

200 Х 68

ЯМЗ-41324/ик-232

Митрополит Иона изображен на охряном фоне в рост, в повороте влево. Омофор розовый с золотыми крестами. На голове шитая жемчугом митра с белой опушью. Борода разделана белыми оживками. В левой его руке на зеленоватом убрусе Евангелие с красным обрезом, правая поднята в благословении.

Икона состоит из двух разновременных частей - основной иконной доски и дополнительной нарощенной (ширина 22 см). Основная часть состоит из двух липовых досок с двумя встречными врезными шпонками. Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.


19. Икона "Ангел Благое молчание".

Иван Дьяконов (?). 1650 г.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

66 Х 58

ЯМЗ-41323/ик-231

Христос в образе Ангела, со сложенными на груди руками, в белых одеждах, украшенных золотой каймой с каменьями, с красноватыми разделками. Изображение поясное. На крыльях золотой ассист. Нимб золотой с красной и зеленой славой. По сторонам нимба картуши с серебряными надписями. Поля охристые. На поле в кругах буквы.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя простыми, врезными, сквозными шпонками и шестью «ласточками». Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.25,31,37; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.23.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, рис.9.


20. Рама к иконе "Знамение Новгородское".

Федор Игнатьев (?). Кон. XVII в.

Иконостас центрального храма. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

164 Х 120

ЯМЗ-41325/ик-233

Письмо миниатюрное, по золоту. Композиционное расположение клейм следующее: над средником “Предвечный совет с ангельским собором”, в верхних четырех рядах 16 чудес из “Истории Знамения Новгородского” с изображением битвы суздальцев с новгородцами; пятый ряд - клейма с изображением чудес Богоматери Печерской (“Откровение Симону Варяжскому о создании Печерской церкви“, “Чудо Богородицы во Влахернах”, “Приход царьградских иконописцев в Печерский моностырь”, “ Чудо о Сергии”, “Чудо об Алимпии Печерском”); в шестом ряду - “Первое видение царицы Феодоры”, “ Второе видение царицы Феодоры”, “Чудо о вдовице в Смирнах Никейких“, “Чудо об Иверской иконе“, “Чудо о монахе Гаврииле “, “ Чудо о беззаконнике “. На верхнем поле надпись: “Образ Знамения Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии иже в Великом Новгороде”. Литературным источником сюжетных клейм иконы послужила книга “Небо Новое” - сборник богородичных чудес Иоанникия Галятовского (книга издана во Львове в 1666 году) (Т.Е.Казакевич).

Икона состоит из четырех досок, скрепленных двумя врезными простыми шпонками и пятью “ласточками”. По стыкам досок вставки.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13, с. 62-63; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.33; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г, с. 37,38,42; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., с.134.

Воспроизведения: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.60; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.44; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., табл.136,145, илл.180,181; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М., 1983г, илл.63.


21. Икона "Преображение". XVII в.

Иконостас центрального храма. Праздничный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

97 Х 80

ЯМЗ-41337/ик-245

В верхней части иконы в центре изображен Спас на фоне “славы” в светлых одеждах. За спиной Иисуса красный “фаворский свет”, тремя лучами нисходящий на апостолов, по сторонам - обращенные к Христу пророки Илья и Моисей. Внизу павшие ниц апостолы Петр, Иаков, Иоан. Горки светло-зеленые. Фон золотой. Поля темно-оливковые.

В основе иконографии евангельский рассказ о чудесном преображении Христа на горе Фавор перед его учениками - апостолами, явление пророков Ильи и Моисея и их беседа с Христом (Евангелие от Матфея,17,1-9; Евангелие от Марка,9,2-9; Евангелие от Луки,9,28-36).

Икона из одной доски, две врезные шпонки. На стыке трещин три “ласточки”. Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13.


22. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов". XVII в.

Иконостас центрального храма. Праздничный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

31 Х 103

ЯМЗ-41311/ик-220

Сцена происходит внутри высокого каменного храма с колоннами. В центре, на возвышении, на богато орнаментированном престоле сидит Богоматерь. Ее ноги на белом круглом подножии. По обе стороны от нее на скамьях сидят апостолы, в темно-зеленых и красных одеждах. Вверху в центре Святой Дух, от которого нисходят лучи.

В основе иконографии событие из Нового Завета, произошедшее в праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи), когда все апостолы собрались вместе в одном из иерусалимских домов. Внезапно раздался шум с неба , и на каждого апостола снизошел огненный язык, “и исполнились все Духа Святого” и начали говорить на разных языках, проповедуя свое учение (Деяния апостолов, 1, 5-8; 2, 1-13).

Икона состоит из двух досок, скрепленных двумя встречными шпонками и одной «ласточкой». Изображение в ковчеге.

Реставрация: 1975 г., Ярославские специальные научно-реставрационные мастерские.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.13.


 

23 Икона "Спас Нерукотворный в деянии". XVII в.

Дерево, левкас, яичная темпера.

186 Х 205

ЯМЗ-40899/ик-95

В среднике вверху изображен серебристо-серый убрус с белым растительным узором и красной орнаментированной каймой внизу. На убрусе оглавное изображение Христа. Убрус поддерживают два ангела на облаках в рост. Крылья ангелов красные с золотым ассистом. В низу в центре изображен мертвый Христос, прислоненный.к кресту, с поникшей головой, сложенными руками. Фигура Христа по пояс закрыта гробом. Христа оплакивают Богоматерь, Мария Магдолина, Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. Средник обведен декоративным поясом с крупным травным орнаментом. Иконографически средник представляет достаточно распостраненное сочетание двух композиций: «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай мене, Мати». Последняя иллюстрирует один из ирмосов канона на утрене великой субботы:« Не рыдай мене, Мати, зряще во гробе…». В клеймах представлена история «Спаса Нерукотворного»: «Апостолы Лука и Фаддей у царя Авгаря», «Послы Авгаря в Иерусалиме перед Христом»,«Апостол Лука подает Христу плат»,«Христос прикладывает плат к лицу; Лука и Фаддей держат плат с отпечатавшимся ликом Христа»,«Явление образа Спаса на керамиде спящим Луке и Фаддею»,«Чудо об исцелении слепых, храмых и других недужных»,«Чудо об исцелении отрока»,«Отрок перед Авгарем»,«Исцеление Авгаря»,«Авгарь со своей семьей и народом крестится у Фаддея»,«Спас Нерукотворный на вратах Эдессы»,«Чудо об избавлении от персов»,«Перенесение иконы Спаса Нерукотворного из Эдессы в Царьград»,«Избавление Царьграда от нашествия «поганых»»,«VII Вселенский собор (786-787 гг.), осудивший иконоборцев».


24. Икона “Положение Ризы Христа”

Петр Попов Костромитин. 1650-е гг.

Иконостас Ризоположенского придела. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

106 Х 73

ЯМЗ-41470/ик-351

Икона является местным храмовым образом Ризоположенского придела, хорошего строгановского письма, несколько мрачная по колориту. Фактически это парсуна - портрет, где среди действуюших лиц нет святых и изображается событие почти современное иконе. На первом плане представлены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Верх композиции замкнут сводом пятиглавого московского Успенского собра. Для пояснения места действия художник под средним сводом написал икону “Успение”. Ниже изображена золоченая сень, очень близкая к реальной - шатру Дмитрия Сверчкова. Царь и патриарх склонились над ковчеом с ризой. По мнению Н.Г.Первухина, данная икона представляет редакцию иконы “Положение Ризы Христа” московского Успенского собора: изображено не положение Ризы в Успенском соборе, а отделение от нее частицы патриархом Иосифом и царем Алексеем Михайловичем.

Икона состоит из двух липовых досок, скрепленных двумя односторонними шпонками. Изображение в ковчеге.

Аналогии: Ильинская икона “Положение Ризы Христа” очень близка московской из Успенского собора по иконографии, в типах царя и патриарха, в ряде деталей (рисунок сени, пятиглавия).

Реставрация: в 1955 г. рестовраторами В.Г.Брюсовой и В.А.Власовым произведены укрепление красочного слоя, промывка олифы, удаление загрязнений, тонировка.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с.21, 35; Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., с.77; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1985г., с.112; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.61.

Воспроизведения: Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в Ярославле. - Ярославль, 1906 г., рис.71; Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М., 1915г., с.60.


25. Четырехчастная икона (“Благовещение, Рождество, Сошествие во ад, Богоявление”)

Стефан и Иван Ефимиевы (?). Сер. 1650-х гг.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

160 Х 120

ЯМЗ-41448/ик-342

Вверху в круглом клейме, заходящем на верхнее поле, “Троица Ветхозаветная”. Левое изображение - “Благовещение”. Традиционная иконографическя схема усложнена: фигура Архангела Гавриила повторена дважды, вверху в облаке Гавриил перед Саваофом. Справа вверху “Воскресение” в типе “Сошествие во ад”. Позади Христа ветхозаветные цари, пророки и ангемы. В правом верхнем углу Благоразумный разбойник перед Ильей и Енохом, в левом - он же перед Предтечей, Давидом и Соломоном. Внизу слева Рождество Христово, справа - Богояявление. Фон золотой, надписи уставом.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя несквозными встречными шпонками. Изображение в ковчеге.

Реставрация: раскрыта в ЯСНРПМ Е. П. Юдиной и Ю. Р. Медведевым в 1976 г.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с. 38; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с. 112; Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М., 1985г., с.44; Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., с.10.

Воспроизведения: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г.,табл. 56-58; Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., илл. 29.


26. Покров Богоматери. Последняя треть XVII века.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

161 Х 105

ЯМЗ-41449/ик-343

Икона является хорошей копией одноименной иконы Федора Зубова из центрального храма.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя несквозными встречными шпонками. Изображение в ковчеге.

Реставрация: раскрыта в Ярославских специальных научно-реставрационных мастерских Е. П. Юдиной и Ю. Р. Медведевым в 1979 г.

Библиография: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г., с. 134; Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., с.12.

Воспроизведения: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г.,табл. 66, 177, 178; Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., илл. 36.


27. Левая створка царских врат.

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

200 Х 72

ЯМЗ-41450/1/ик-344

Вверху на зеленом фоне поясное изображение Архангела Гавриила в зеленом хитоне и малиновом гиматии с золотым ассистом, правой рукой благославляет, в левой держит ветвь. Нимб золотой с киноварной обводкой. В центре поясной евангелист Иоанн Богослов с символом - орел. Левая рука прижата к устам, в правой раскрытое Евангелие с киноварным обрезом. Внизу поясное изображение евангелиста Луки с символом - телец. В руках раскрытое Евангелие.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с. 55.


28. Правая створка царских врат.

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

200 Х 72

ЯМЗ-41450/2/ик-345

На темно-зеленом фоне поясное изобаржение Богоматери с молитвенно прижатыми руками. Нимб золотой с киноварной обводкой. Ниже евангелист Матфей, поясной с символом - ангел. Внизу поясное изображение евангелиста Марка. У правого плеча символ - лев.

Библиография: Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера.// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М.,1980, с. 55.


29. Знамение с избранными святыми.

Федор Зубов (?).1660 - 1662 гг.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

155 Х 168

ЯМЗ-41452/ик-347

Вверху в центре изображение иконы “Богоматерь Знамение”, поддерживаемой двумя ангелами в красных далматиках и синих развевающихся плащах. Под иконой избранные святые, обращенные к центру, в позе предстояния, слева - Стефан Сурожский, Леонтий Ростовский и Филипп Митрополит в епископских одеждах с книгами в руках. Леонтий в белом клобуке с херувимами, Филипп в митре. Справа - Петр Митрополит, Алексей Митрополит, Иона Митрополит в епископских одеждах. Петр и Алексей в белых клобуках, Иона в митре, у Алексия и Ионы в руках книги. Позем темно-зеленый, фон - охристый. Под ногами орлецы.

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя врезными встречными шпонками. Изображение в ковчеге.

Реставрация: раскрыта в ЯСНРПМ Т. С. Смирновой в 1977 г.

Библиография: Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., с.12.

Воспроизведения: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984г.,табл. 25; Болотцева И. П. Каталог выставки «Ярославская иконопись XIII - XVIII вв.» - Ярославль,1981г., илл. 31.


30. Спас Вседержитель. XVII в.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

160 Х 96

ЯМЗ-41451/ик-346

Спас в красном хитоне с золотым травным орнаментом. Изображение - поясное. Десницею Вседержитель благословляет трехперсно, другая держит раскрытое Евангелие, левая половина текста на греческом языке, правая - на старославянском. Фон изумрудно-зеленый, поле - темно-зеленое. Слева и справа от нимба четыре барочных медальона с белыми надписями. В левом нижнем углу медальон с белой надписью в две строки со словами молитвы.

Икона состоит из четырех липовых досок, скрепленных двумя несквозными встречными шпонками. Изображение без ковчега.


31. Южная алтарная дверь “Архангел Михаил”. XVII в.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

185 Х 68

ЯМЗ-41453/ик-348

Фигура Архангела Михаила в рост. В правой руке зерцало, в левой - мерило. Крылья распахнуты, золотые и серебрянные с черной и красной штриховкой. Красный далматик с белыми пробелами, гиматий светло-зеленый с белыми пробелами застегнут на левом плече. Нимб золотой с коричневой окантовкой. Фон и поля охристые. Позем темно-оливковый.


32. Северная алтарная дверь. “Архангел Михаил”. XVII в.

Иконостас Покровского придела. Местный ряд.

Дерево, левкас, яичная темпера.

186 Х 90

ЯМЗ-41446/ик-340

Стефан изображен в полный рост, на зеленом фоне в парчевых архидиаконских ризах с красным орарем с золотыми крестами и тонким золотым травным орнаментом. В левой руке его капень, в правой - кадильница. Нимб золотой с темно-коричневой обводкой.

Икона состоит из трех липовых досок, скрепленных двумя несквозными встречными шпонками, вверху полукруглая выемка. Изображение в ковчеге.

Иконопись
Иконостасы
Икнописцы
Каталог
Составитель: Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник
Работа исполнена на базе Центра НИТ Ярославского Государственного Университета